Жили были раввин с раввиншей, и не было у них детей. Долго молили они Бога, и наконец явился к ним Илья-пророк и возвестил, что у них родится сын, что доставит он им много неприятностей, но что в конце концов будет он им утешением. Через год у раввинши родился сын. Стали они его учить и воспитывать, но он был непонятлив, непослушен и тем постоянно огорчал родителей. Отдали они сына в учебу портному, но сын сбежал от него, отдали сапожнику — опять сбежал; наказал тогда раввин сына розгами. Тогда сын сбежал и от родителей. Ушел в другой город и поселился в клойзе за печкой. Все считали его дурачком, но он так хорошо убирал синагогу, что его оставили шамесом.
В том городе жили два богатых еврея — балтакса и раввин. У обоих были сыновья, которые день-деньской сидели в синагоге и изучали Тору. Однажды они стали хвастаться друг перед другом своими невестами. Каждый хвалил свою и хулил невесту другого. Тут вдруг раздался из-за печки голос молодого шамеса:
— Зачем вы теряете время на пустые разговоры? Оба юноши посмеялись над ним, а он им и говорит:
— Хотите, покажу вам ваших невест. Только обещайте, что не дотронетесь до них, иначе ждет вас беда.
Со смехом дали сыновья богачей такое обещание шамесу. Тогда он очертил
Круг и прошептал молитву. Тут вдруг поднялась буря, распахнулись двери синагоги, в воздухе появились две кровати, а на них — невесты. Богатые сынки стоят и глазеют Ни живы, ни мертвы. Невеста раввинского сына лежала на кровати разметавшись, рука свесилась с кровати. Забыв о своем обещании, сын раввина подошел к ней, поднял руку и поправил одеяло. Но едва он это сделал, как упал без чувств. Видение исчезло, сын балтаксы убежал домой в страхе, а шамес вернулся к себе за печку. Утром нашли сына раввина на полу синагоги, вызвали врача, но он ничем не помог. Несчастный юноша онемел и обезножел. Сидит однажды отец-раввин в синагоге и горько плачет горюя о судьбе сына. Подходит к нему молодой шамес и говорит. — Ребе, хотите, я вылечу вашего сына. У меня есть верное снадобье.
Обрадовался раввин, пообещал шамесу большие деньги, но тот сказал:
— Денег мне не надо. Я хочу вашу дочь в жены. Не хотелось раввину отдавать свою дочь за простого шамеса, но уж очень крепко любил он сына. Согласился раввин и выдал письменное обязательство. Тогда шамес велел ему собрать полстакана росы с незабудок и размешать в полстакане вина, оставшегося от гавдалы. Выпил это снадобье сын раввина — тут же выздоровел. Но ни раввин, ни его сын никому не сказали, кто был исцелителем. Прошло время, раввин забыл о своем обещании и просватал свою дочь за сына другого раввина. Узнал об этом шамес и послал сказать раввину:
— Синагогальный шамес Лейб хочет, чтобы была его свадьба. Раввин, позабывши обо всем, рассердился на посыльного и прогнал его. Через некоторое время, по городу пошел слух о том, что у дочери раввина скоро свадьба. Узнал об этом шамес Лейб и снова послал сказать так:
— Шамес Лейб требует, чтобы через две недели была его свадьба. Услыхал эти слова раввин, еще пуще рассердился и опять прогнал посыльного. Прошла неделя, и в синагоге стали поговаривавать, что свадьба дочери раввина состоится через месяц. Тогда молодой шамес дал посыльному десять рублей и брачное обязательство, приказал передать это обязательство раввину в руки и сказать ему так:
— Шамес Лейб требует, чтобы через неделю была его свадьба. Раввин, увидав обязательство, очень испугался, но, осилив свой страх в ярости поднял палку, чтобы снова прогнать посыльного, да рука его так и застыла с поднятой палкой. Тогда он велел передать Леибу, что выполнит свое обещание. Опечалился раввин и вся его родня, но делать нечего, стали готовиться к свадьбе. Попросил раввин жениха оставить службу в синагоге и перейти в его дом. Но шамес не хотел и слышать об этом, дескать, до самой свадьбы он будет жить за печью в синагоге.
Отправил шамес посыльного в свой родной город к родителям с приглашением приехать к нему на свадьбу.
Очень обрадовались раввин и раввинша, уже потерявшие надежду увидеть своего непутевого сына, и сразу приехали. Приехали и вместе с раввином — будущим тестем — и другими почтенными людьми пошли в синагогу за женихом. Едва родители новобрачных вошли в синагогу, за ними с шумом захлопнулась дверь, так что никто, кроме них и невесты, не смог войти внутрь. Старики подошли к запечью и видят, что там вход в пещеру. Вошли они в пещеру и чуть не ослепли от блеска. Пещера-то была вся украшена золотом, серебром и драгоценными камнями. Вокруг серебряного стола на золотых стульях сидели десять старцев и впереди всех — сам жених. Перед ними были толстые фолианты, и все они нараспев толковали Тору. Лицо ениха сияло небесным светом, и он говорил так мудро, что даже отцы жениха и невесты — прославленные раввины плохо постигали его слова. Когда родители
Приблизились, старцы поднялись и, громко сказав «Мазлтов», благословили жениха.
В тот же вечер поставили хупу и поженили молодых. Много было выпито и съедено гостями, еще больше было роздано бедным. И зажили молодые счастливо. Удивительные приключения реб Элиэзера
Об отце Бешта, реб Элиэзере, рассказывают удивительную историю. Однажды на местечко, где жил реб Элиэзер, напали татары. Жене его удалось скрыться, а сам Элиэзер был угнан в плен вместе со многими евреями. Все они были проданы в рабство, и реб Элиэзер попал в далекую страну, в незнакомый город. Хозяин его, очень богатый человек, был доволен своим рабом-евреем, а тот служил ему честно и добросовестно, стараясь не только сберечь, но и приумножить хозяйские деньги. Видя его старательность, ум и расторопность, хозяин назначил реб Элиэзера главным управляющим всеми своими делами. Реб Элиэзер уже начал было подготавливать побег из рабства но ему было явлено предостережение Небес: слишком рано. И он перестал думать о возвращении домой, ожидая знака свыше. Тем временем хозяин его, зависевший от великого визиря, вынужден был отдать тому своего раба, реб Элиэзера. Великии визирь стал часто советоваться со своим рабом. Он ежедневно обсуждал с ним важные государственные дела и с каждым днем все больше убеждался в его мудрости. Вскоре и султан заметил, что советы великого визиря стали очень дальновидны. И вот однажды султану срочно понадобился совет великого визиря. Не зная, что лучше посоветовать, великий визирь побежал к себе во дворец спросить реб Элиэзера и через короткое время вновь предстал перед султаном и пересказал ему слова своего раба. Султан был поражен мудростью совета сказал визирю:
— Скажи мне, кто надоумил тебя дать такой совет? Не иначе как ты колдун.
Услышал это визирь и очень испугался, ведь в те времен колдунов сжигали на костре. Бросился визирь перед султаном на колени и рассказал ему о своем мудром рабе.
Султан велел немедленно привести к нему еврея-раба. Реб Элиэзер понравился султану, и он назначил его своим советником. Прошло два года. Султан был так доволен новым советником, что отдал ему в жены дочь одного знатного придворного. Спустя некоторое время говорит жена реб Элиэзеру:
— Сам султан отдал меня тебе в жены, а ты до сих пор до меня не дотронулся. Почему?
Рассказал ей реб Элиэзер всю правду, не скрыл и того, что у него на родине уже есть жена.
— В таком случае, — сказала женщина, — ты прав и тебе надо ехать домой к жене.
Она дала реб Элиэзеру много денег, и он уехал. По дороге на него напали разбойники. Они отобрали у него все деньги и хотели его убить. Но тут вдруг появился Илья-пророк. Он спас жизнь реб Элиэзеру и даже вернул ему все, что отняли разбойники. А на прощание сказал так:
— В награду за все, что ты вытерпел, у тебя родится сын, который станет светочем Израиля.
Вернулся реб Элиэзер домой и, к великой своей радости, застал жену в живых. Они — зажили в довольстве и богатстве, и, когда им исполнилось сто лет, у них родился сын. Это был Бешт.