В одном месте ударила молонья в дерево и зажгла — стал огонь.
В другом месте люди сложили стог сена сырого, сено загорелось — стал огонь.
В третьем месте, в лесу на ветру, деревья терлись друг об друга — и загорелись. В четвертом месте железо ударилось о камень — брызнул огонь.
Когда люди узнали огонь, они стали блюсти его, чтоб он не тух. А когда он тух, то они делали то же, что делали деревья в лесу. Они брали два сухих дерева, терли друг об друга, и загорался огонь; потом научились собирать трут и из камня высекали огонь. Научились сушить дерево, чтоб оно горело, научились жечь масло и сало в свечах, чтоб светило. Научились потом доставать серу и делать сернички. Потом научились доставать фосфор и делать спички. Научились доставать каменный уголь из земли, чтоб жечь вместо дров, научились делать стекла и через стекло зажигать солнцем, научились собирать электричество и им зажигать, и греть, и светить. Везде стало много того, что жечь, и у каждого есть, чем зажечь; либо трутом из кремня, либо спичкой, либо стеклом.
Заспорили люди с солнцем и говорят:
— Мы теперь и без солнца обойдемся: огонь и свет у нас везде есть, и мы знаем, что и как жечь. Нам солнце не нужно.
Солнце сказало:
— А откуда вы достали первый огонь?
— Не от тебя, а из молнии.
— А молния откуда?
— Из грозовой тучи.
— А туча откуда? — сказало солнце. — Туча была водой на земле, я разогрело воду, подняло ее паром и собрало в тучи.
Люди сказали:
— Да нам и не нужно молнии, мы огонь из дерева достали, терли деревяшки друг об друга — и стал огонь.
— А кто вырастил деревья? — сказало солнце. — Те деревья, что вы жжете, были семечки и лежали на мерзлой земле, я распарило, распустило землю и потянуло к себе деревья. Без меня у вас бы не было дерева.
Люди сказали:
— Ну так мы из кремня взяли бы огонь.
— Кремень высушило я же, — сказало солнце, — да вы мне не поверите. Но и из кремня вы бы не взяли огня, если бы не было трута и дерева, а я их вырастило.
— Ну так мы из травы взяли огонь. Сложили сырой стог, он загорелся, мы взяли огонь.
— А кто вырастил траву? Да и кто согрел ее в стоге?
— Так мы негашеную известку польем водой, и станет огонь.
— А кто сделал воду? Все я же распустило ее из льда.
— Так мы пустим электрическую искру и сделаем огонь.
— Из чего будет у вас электричество — из стекла? Так стекло в огне делается, а без меня огня бы не было. Если электричество вы сделаете из железа с медью, то тоже вам надо полить его водой, а без меня воды бы не было. Да, пожалуй, — сказало солнце, — я вам оставлю огонь, — чем вы без меня будете топить и светить?
— Мы будем дровами.
— Дрова все от меня, — сказало солнце. — Если б я не растило новых лесов, вы давно бы все пожгли и вам бы нечего жечь было.
— Тогда мы будем жечь уголь.
— Уголь весь от меня. Уголь земляной — это те леса, что я растило. Такие же леса, как теперешние, только их завалило землею. Ну да, пожалуй, возьмите уголь, — чем вы будете светить? И светить вам без меня тоже нечем. Лучины у вас не будет, если я не буду растить березы; масла у вас не будет, если я не буду растить конопли, льну, горчицы, подсолнухов.
— Мы будем жечь сало.
— А сало откуда? Из скотины. А скотина чем кормится? Травой, хлебом. Все я ращу.
— Есть масло, нефть под землей, мы его будем выкапывать, будем делать керосин и им будем жечь и светить.
— Хорошо, — сказало солнце, — вы будете жечь уголь и светить нефтью, откуда вы возьмете силу? Вы думаете, что у вас есть сила. У вас паровики вертят машины, бегают по рельсам, у вас мельницы на воде и на ветру работают, у вас лошади, быки возят, вы сами копаете, рубите, таскаете. Откуда все эти силы? Все от меня. Помимо меня, нет на свете силы. Что я согрею, то и сила.
У вас работает паровик, двигает клапаны, вертит колеса и бежит по рельсам. Кто вертит его? Тепло. Не будь теплой воды, не будет силы.