Много лет тому назад жил-был один старый пастух, который работал на богатого фермера. И так уж повелось, что по дороге на пастбищные угодья он всегда бросал в ямку на обочине камень.
Однажды из ямки высунулся крот и спросил:
— Старый пастух, что тебе от меня надо? Зачем ты каждый день стучишь в мою дверь?
— Извини, у меня не было в мыслях ничего дурного.
— Тогда, будь добр, перестань каждый день стучаться ко мне в дом. Если перестанешь, то я сделаю все, что ты только захочешь.
— Раз так, то мне хотелось бы понимать язык всех зверей и птиц в мире.
— Что ж, будет у тебя такое умение, — ответил крот.
Стоило кроту вымолвить последнее слово, как пастух тут же начал понимать щебет птиц в растущих поблизости деревьях и блеяние овец. Но, несмотря на новую чудесную способность, он остался пастухом. Он пас стадо и слушал разговоры птиц и жалобы овец, ожидавших скорой смерти.
Так уж случилось, что вскоре после этого случая фермер надумал зарезать жирную овцу, у которой был маленький сынок. Прознав про решение хозяина, она позвала к себе барашка и, обливаясь слезами, дала ему свое последнее наставление: «Завтра меня убьют, так что отныне тебе придется самому за собой присматривать. Никогда не беги впереди стада, потому что тебя съест лиса. Не отставай от остальных, потому что в тебя будут часто попадать камни из пращи пастуха. И еще.- спи всегда на нашем обычном месте, потому что там под землей зарыт кусок золота. Он будет оберегать тебя от холода в студеные зимние ночи».
Стоило ей вымолвить эти слова, как пастух тут же пошел, разрыл землю в указанном месте и нашел там кусок ярко сверкающего золота. Он быстро сунул его в карман. А затем, прихватив с собой обеих овец, убежал.
Усталые и голодные, они провели первую ночь под деревом, на вершине которого свили свои гнезда чета воронов и чета грифов. Отец-ворон в тот вечер вернулся домой очень поздно, и мать-ворона спросила его, что случилось.
— Принц сильно болен. У него в ухе завелись пчелы. Во дворце возносили молитвы о том, чтобы он выздоровел, и я ждал на крыше, не перепадет ли мне немножко подношений торма. Но никто мне ничего не бросил. Я был ужасно голоден и проглотил что-то твердое. Оно попалось мне на обратном пути. Теперь у меня все внутри жутко болит.
— У принца нет ничего серьезного, — сказал отец-гриф. — Его исцелить очень просто. Стоит лишь положить цветы ему на голову и поставить молоко с водой возле уха.
Слушая речи грифа, отец-ворон мучился от страшной боли. Корчась в муках, он оступился, упал вниз на землю и тут же умер. Пастух вскрыл желудок ворона, чтобы посмотреть, что же стало причиной такой боли, и обнаружил там еще один кусок ярко сверкающего золота.
Всю ночь напролет мать-ворона горевала, оплакивая утрату своего дорогого супруга. Несмотря на все утешения четы грифов, она не могла сдержать рыданий, и ни птицы, ни пастух так и не сомкнули глаз в эту ночь.
С сочувствием слушая плач вороны, пастух непрестанно думал о болезни принца. Он представлял, как бы он разбогател, если бы король наградил его за исцеление сына. На следующее утро, когда птицы спозаранку покинули свои гнезда и полетели на поиски еды, он отправился в дорогу. Путь его лежал во дворец. Так он шел, а сзади лениво трусили две овцы. Через некоторое время ему повстречался мчавшийся галопом всадник, за которым вслед рысью бежал жеребенок. Жеребенок молил свою мать, чтобы та его подождала.
«Не могу я ждать, когда наш дорогой принц умирает, — отвечала мать. — Кроме того, из седла торчит игла. Она впивается мне в спину и причиняет сильную боль». Тут же пастух крикнул всаднику7, чтоб тот остановился и вынул иглу из седла.
«Если ты наделен таким умом и знаешь вещи, покрытые завесой тайны для остальных, — сказал всадник, — то, может быть, тебе удастся исцелить нашего принца».
Пастух согласился взяться за лечение. Он вскарабкался на лошадь позади всадника, и они вместе поехали во дворец. Король, королева и все министры уже ожидали его с церемониальными дарами. Они повели пастуха взглянуть на больного. Оказавшись в покоях принца, пастух попросил принести ему разноцветную бумагу, а также воду и молоко и велел три дня его не беспокоить.
Оставшись наедине с принцем, он притворился, что непрерывно читает молитвы и проводит ритуалы. На третий день он сделал из бумаги много ярких цветов и положил их принцу на голову. Затем пастух налил в одну чашу доверху молока, а в другую — воды и поднес их к уху больного. Таким образом, он все устроил и начал ждать. Случилось так, что в этот момент из уха принца вылетела молодая пчелка. Увидев цветы и воду, она тут же вернулась обратно и. сказала своей матери, что уже настало лето и пора менять гнездо. Она рассказала ей о прекрасных цветах и прохладных ручьях, которые невесть откуда возникли рядом с ухом. Мать-пчела не стала терять времени понапрасну, пчелы вылетели из уха, и принц поправился.
Распахнув дверь, ведущую в палаты больного, пастух пригласил короля, королеву и всех остальных зайти и взглянуть на поправляющегося принца. Пусть они сами увидят, насколько ему стало лучше.
Король и королева были вне себя от радости, когда увидели своего сына здоровым. Они поверили в то, что пастух и взаправду был каким-то чудесным лекарем, и наградили его так щедро, что тот, потеряв голову от свалившегося на него счастья, и думать забыл про своих овец и про два куска сверкающего золота.