Давным-давно в далекой стране жил очень жадный человек по имени Вангден. Несмотря на то что он круглый год собирал с жителей всевозможные налоги, ему все казалось мало. Крестьяне отдавали ему последнее, и единственное, что им оставалось после поборов, это их собственные следы и тени. Крестьянин по имени Цедуб был настолько беден, что ему пришлось продать все свое имущество, получив взамен лишь два кусочка шерстяной ткани. Он постелил их на спину своему ослу и отправился просить милостыню. Ему было жаль покидать родимый дом, и через каждые два шага он оборачивался, чтобы бросить назад тоскливый взгляд.
Однажды он увидел группу ребятишек, игравших на обочине с мышкой. Набросив на шею мышки веревку, они бросали несчастного зверька в воду, а затем вытаскивали и вновь кидали обратно. И так много раз, пока мышь уже не начала испускать дух. И тогда один мальчик сказал: «Давайте сдерем с нее кожу!» Услышав эти слова, мышка затряслась от страха. При виде такого зрелища Цедуб вспомнил о мучениях, которые причинил ему богач, и пожалел бедное создание. Он сказал детям: «Эй, друзья! Зачем вы терзаете эту маленькую мышку?»
«Не твое дело!» — крикнул ему один из мальчишек. Цедуб сказал: «Почему бы нам не сторговаться? Я дам вам за эту мышь кусок шерстяной ткани. Ну, что скажете?» На том и порешили. Выкупив мышку, Цедуб отпустил ее на свободу.
На другой день Цедуб увидел, как мальчишки дразнят в придорожном саду обезьянку. Они обучали ее различным трюкам и, когда у обезьянки что-то не получалось или получалось не так, стегали ее кожаным кнутом. Бедное создание корчилось и визжало от боли. При виде этого Цедуб вспомнил, как деревенский староста мучил его и выбил ему зубы. Почувствовав жалость к обезьянке, он выменял ее на второй кусок шерстяной ткани и отпустил в лес.
Так, ведя за собой на поводу осла, Цедуб шел, пока не пришел к перекрестку дорог посреди деревни. Там он увидел, как охотники дрессируют молодого медведя, заставляя его, к радости зевак, показывать различные фокусы. Увидев страдания несчастного животного, Цедуб вспомнил о собственной горькой доле и спросил охотников: «Что, если я дам вам в обмен на медвежонка осла?» Те, недолго думая, согласились. Итак, медведь был также отпущен на волю.
Раздав все, что у него было, Цедуб остался ни с чем. Как-то ночью, добравшись до Лхасы, он остановился у ворот дома большого чиновника, чтобы попросить что-нибудь поесть. Но случилось так, что в этот самый момент управляющий, украв у своего хозяина тюк шитого полотна, бежал к воротам. А навстречу ему шла хозяйка. Поняв, что ему не удастся спрятаться, управляющий вытаращил глаза и, швырнув тюк к ногам Цедуба, закричал: «Вор! Вор! Здесь кто-то что-то украл! Держи вора!» Сбежалась толпа, Цедуба скрутили и потащили к хозяину.
Хозяин был вне себя от ярости. «Как ты смеешь красть мои вещи! Засуньте его в мешок и киньте в реку!» — повелел он. Стоило ему отдать приказ, как Цедуба связали и бросили в мешок. Затем мешок завязали и швырнули в реку, что текла через Лхасу. Течение подхватило мешок и унесло бы его совсем далеко, если бы он не запутался в корнях дерева. Цедуб думал о надвигающейся смерти,. жалел о том, что решил попросить милостыню в доме чиновника, и проклинал этого жестокого человека и его управляющего. Казалось, ему не осталось ничего иного, как смириться и ждать, пока не пробьет его последний час.
Тем временем отпущенная им на свободу мышь бегала у кромки воды в поисках еды. Наткнувшись на мешок, она прогрызла в нем дырочку и увидела глаза Цедуба. Она сразу же узнала человека, некогда спасшего ей жизнь. Она бросилась обратно на берег и созвала своих друзей. На зов явились обезьянка и медвежонок. Они решили, что должны спасти Цедуба. Им пришлось немало потрудиться, чтобы разорвать мешок. Но в конце концов Цедуб оказался на свободе. Затем они усадили его на бревно и каждый по очереди нес возле своего благодетеля вахту, пока двое других разыскивали в окрестностях еду и разведывали обстановку. Когда настал черед медвежонка, он заметил, что неподалеку что-то блестит. Подойдя поближе, он увидел драгоценность, исполняющую желания. Величиной она была, с птичье яйцо. Медвежонок отнес ее Цедубу.
Обрадовавшись, Цедуб вознес молитву. «Драгоценность, драгоценность, пусть у меня будет трехэтажный дом со всей обстановкой, где будет много еды, конюшня сзади и зал для торжеств спереди, а еще сад перед входом и чтобы там росли всевозможные фруктовые деревья, и тогда мы вчетвером сможем вести счастливую жизнь».
Сразу после того, как Цедуб вознес молитву, невесть откуда появился просторный дом со двором и все остальное, о чем он просил. Он и его три друга стали в нем жить.
Как-то раз мимо проезжал старый знакомый Цедуба, торговец по имени Ралпачен. Увидев, что Цедуб живет в такой роскоши, он подумал: «Цедуб был нищ. Он едва сводил концы с концами. А теперь у него такое замечательное поместье и живет он припеваючи. Как странно! Здесь что-то не так». И он начал так и сяк выспрашивать у Цедуба, как тот разбогател. Добросердечный и честный Цедуб выложил Ралпачену все как есть.
Ралпачен был очень жадным человеком. Он сказал Цедубу: «Мой старый друг, как прекрасно, что у тебя так много имущества. Но взгляни, как трудна моя жизнь. Не будешь ли так добр и не одолжишь ли мне свою драгоценность? Я тоже хочу попытать счастья».
У Цедуба было доброе сердце, и он не мог отказать никому в помощи. Он дал Ралпачену драгоценность. В ту же самую ночь, опустившись на колени, тот начал молиться: «Драгоценность, драгоценность, отними все у Цедуба и отдай мне». Драгоценность взяла и забрала все у Цедуба, так что тому ничего не осталось.
Проснувшись на следующее утро, Цедуб увидел, что покрытый шитьем матрас, на котором он спал, пропал, а на его месте лежит жесткая доска — та, что служила ему постелью раньше. Оглянувшись вокруг, он увидел, что все, что у него было, исчезло. Ему вновь пришлось идти просить милостыню.
Однажды медведь, обезьяна и мышь, увидев своего друга опять на улице, подошли к нему и спросили, что стряслось. Цедуб им все рассказал.
Обезьяна очень рассердилась и сказала: «Ралпачен — злой человек. Как же можно, выпив у кого-то чаю с маслом, предложить взамен холодную воду? У него рот скользкий, как масло, а сердце ядовитое, как черная колючка. Пойдем и заберем драгоценность обратно».
Ралпачен уже выстроил огромный дом, а теперь добавлял к нему один двор за другим. Оглядевшись вокруг, трое друзей так и не смогли узнать, в какой комнате он живет. Маленькая мышь, умевшая очень быстро бегать, обнаружила его спящим в роскошной комнате. Драгоценность хранилась поблизости. Она была подвешена к наконечнику ярко окрашенной стрелы, что была воткнута в горку зерна. К стреле был привязан кот, и мышь не решилась близко подойти. Выскочив наружу, она рассказала друзьям о том, что видела.
Медведь сказал: «Мы ничего не можем сделать. Лучше пойдем обратно!» Но обезьяна остановила его: «У меня есть идея. Пусть сегодня ночью мышка пойдет к Ралпачену и украдет косичку с его головы». Той же ночью мышь поступила так, как велела ей обезьяна.
На следующий день Ралпачен проснулся и увидел, что его волосы разбросаны по полу. Его охватила ярость, и он начал сыпать проклятиями: «Мои волосы отгрызла мышь. Если я не буду осторожен, то, возможно, она сожрет и то, что осталось от них. Чтоб ты лопнула, мышь! Сегодня я посажу возле постели кота и посмотрю, как ты осмелишься ко мне подойти».
Той ночью медведь и обезьяна ждали под дверью. Мышь пробралась в комнату и увидела, что кота больше нет. Драгоценность по-прежнему свисала с наконечника стрелы, но мышь не смогла по ней взобраться и вернулась к своим друзьям ни с чем. И вновь медведь, не зная как поступить, сказал, что нужно уходить. Но обезьяна предложила побежать мыши обратно и разгрести зерно так, чтобы стрела упала. Мышь вернулась в комнату и поступила, как велела обезьяна. Драгоценность упала на пол. Мышь обрадовалась, но она была слишком мала, чтобы поднять ее, не говоря уж о том, чтобы дотащить до двери. Она вновь вернулась к друзьям ни с чем.
Медведь, выслушав рассказ мышки, махнул лапой и потребовал, чтобы они ушли. Но обезьяна сказала мышке: «Привяжи бечевку к хвосту, а затем прижми к себе драгоценность всеми четырьмя лапками и не шевелись. Мы тебя оттуда вытащим». Они потянули за бечевку, привязанную к мышиному хвосту, и мышь вместе с драгоценностью появилась из-под двери. Друзья возрадовались своей удаче.
На обратном пути обезьяна, держа драгоценность во рту, ехала на спине у медведя. А мышь, которой ночью пришлось немало потрудиться, очень устала и, забравшись в медвежье ухо, заснула. Когда они переходили реку, медведь подумал: «Я несу обезьяну, мышь и драгоценность. Ну и силен же я!» И он спросил с гордостью: «Правда я силач?»
Мышь молчала, потому что она спала. Не могла ответить и обезьяна, потому что во рту у нее была драгоценность. Медведь страшно рассердился и пригрозил: «Если вы не ответите на мой вопрос, я сброшу вас обеих в реку!»
Обезьяна встревожилась и, открыв рот, взмолилась: «Не бросай нас в реку!» И тут же драгоценность выпала у нее изо рта и пошла ко дну.
Когда они переправились на другой берег, обезьяна отругала медведя, который, не зная, как достать драгоценность, опять предложил пойти домой. Мышь посоветовала придумать какой-нибудь план. А затем она направилась к кромке воды и начала бегать взад-вперед. Она выглядела очень взволнованной и громко пищала.
Рыбы, креветки и лягушки в один голос спросили: «Мышка, почему ты так расстроена?»
И мышь ответила: «Разве вы не слышали о том, что сюда идут солдаты, которые могут сражаться и на суше, и под водой?»
Лягушка спросила: «А что же мы можем сделать?»
«Постройте стену по обе стороны реки, чтобы оградить себя от напасти», — посоветовала мышь.
Рыбы, креветки и лягушки начали вытаскивать из реки камни, попросив мышь построить им стены. Когда одна стена уже была в высоту около четырех-пяти дюймов, из воды высунулась большая лягушка, держа во рту драгоценность. «Какой-то тяжелый камень», — объявила она.
Медведь и обезьяна подошли к лягушке и взяли у нее драгоценность. Обезьянка похвалила мышь: «Ловко ты придумала». Затем обезьянка вновь взяла драгоценность в рот и вскарабкалась на спину медведю, а мышка опять залезла к нему в ухо. Три друга вернулись к Цедубу, который уже почти умер от голода.
Он так обрадовался при виде драгоценности, что воскликнул во весь голос: «Спасибо вам, друзья мои!» А затем он помолился драгоценности. Вскоре появился дом — еще прекраснее, чем королевский дворец. Вокруг дома росло множество фруктовых деревьев. В саду пели птицы и воздух благоухал сладостными ароматами. Этот сад цвел круглый год, и у друзей всегда было всего вдосталь. С тех пор они жили мирно и счастливо.