Жил-был поп. Он был толстый-претолстый. И был у него работник Иван. Напарила как-то попадья паренок. Поп объелся, и в животе у него закрутило. Он говорит: «Ванька, а Ванька, беги к фельшару, пущай он тебе лекарство даст».
Побежал Ванька. «Господин фельшар, дайте батюшке лекарство!» Тот спрашивает: «А какое? Пусть он тебе мочи даст, чтобы знать, какое ему лекарство дать».
Побежал работник обратно. Взял поп бутылку и нафурил туда. «Беги скорее»,- говорит работнику.
Иван побежал, споткнулся и упал, да и разбил бутылку. Работник был находчивый. У попа коров было много. Начинали они в то время телиться. Побудил Иван одну корову, подставил под нее бутылку да быстрей с бутылкой к фельшару. Фельшар посмотрел: «Какое такое лекарство? Через час-другой поп отелится!»
Поп как узнал, с лица изменился: «О-о, упаси госпо ди! Запрягай, Ванька, коня, задай ему овса на дорогу, бери пятьсот рублей, да поехали к фельшару!»
Вот едут они, едут. А конь бежал, бежал да и встал. А работник и говорит: «Батька, конь не идет!» Поп ему: «Да ты погоняй!» — «Не идет, батюшка, — отвечает тот,- волков, наверное, много. Полай, батюшка, волки собачьего лая боятся». Поп: «Гав-гав!»
А конь-то все равно не идет. Пошел Иван смотреть. Видит — человек лежит — замерз. Сапоги на нем хорошие, яловые, да только к ногам примерзли. Иван недолго думал, отрубил ноги вместе с сапогами, да и спрятал в сани. Едут они дальше. Видят — дом стоит старый, пятистенный. Поп говорит: «Тут и заночуем».
Попросил Иван, и пустили их переночевать. Хозяева попа угощают, в лучшую горницу ведут. «Давай, батюшка, ужинать», — говорит старуха. А попу не до еды, выпил вина. «Я в сенях лягу»,- говорит.
Уснул поп, а работник не спит. Слышит, хозяева на печи шепчутся: «Матрена, сходи посмотри корову, может, отелилась».
Старуха пошла в хлев, а там уже теленок лежит. Взяла она теленка и положила возле попа.
Вот хозяева уснули, а работник встал, вытряс ноги из сапог, тоже их возле попа положил. А потом будит попа и говорит: «Батюшка, батюшка, вставай! Ты уже отелился! Вот ведь теленок лежит!» Поп испугался. «Господи, я же ничего не слышал!» Ванька ему: «Едь, поп, обратно и жди меня на дороге, возле леса».
Поп и уехал. А Иван будит хозяев: «Хозяева, а теленок-то ваш попа съел! Вон одни сапоги остались». Хозяева перепугались, а работник им грозит: «Я сейчас к приставу или к уряднику пойду!» Те его умоляют: «Ты уж не говори!» А работник им: «Давайте пятьсот рублей».
Наскребли они ему пятьсот рублей и откупились.
А поп ждет его и говорит: «Да что так долго?» Работник опять врать начинает: «Говорю я им, зарежьте теленка. А хозяйка мне: «Как можно святую кровь проливать, у него же лысинка, как у попа!» Дал я им свои пятьсот рублей. Они оставили теленка». Поп вернул ему пятьсот рублей: «Только молчи, никому не говори!»
Едут до дому. Поп задумался. А Иван свою думу думает. Вот работник и спрашивает: «Что же мы матушке-то скажем?» — «Скажем, что исповедоваться ездили»,- от-
Вечает поп. А работник свое: «Как же я врать-то буду, когда я в работники подряжался, матушка с меня клятву взяла, что я перед святой иконой всегда буду правду говорить». Поп дал ему опять пятьсот рублей: «Только молчи!»
Иван деньги взял, а сам свое: «Не могу я матушке врать, уйду я лучше от вас, только ты мне расчет дай за четыре года да того Савраску, что я выкормил».
Попу делать нечего. Отдал он деньги, да Савраску, да еще тулуп овчинный в придачу.
Работник и уехал.