В давние годы поп работника взял. Ну, поехал пахать к ночи с работником, и до вечера попахали там. Работник говорит: «Батько, спусти меня к ночи домой». А тот ему отвечает: «Ты,- говорит,- не скоро поутру придешь». Он отвечает ему: «Я скоро утром буду». Он и пошел, и пришел. За воротами застучал. А у попадьи дьячок в гостях: «Куды,- говорит,- я?» А мешки на лавке стоят с овсами. «Ступай,- говорит,- в мешок полезай». Ну, он в мешок и ушел.
Попадья работнику отворила ворота, ну и говорит: «Вот,- говорит,- на конях ехали на поле, а овса не везли, а топерича надо мне-ка носком (за плечьма, просто сказать) нести овес». Он пришел и за мешки имается на лавках, надо мешки взять. Попадья говорит: «Возьми маленький мешок». А он отвечает, что поп велел большой нести.
Ну, он взял за плеча, своротил да взял и за ступенья (со ступени на улицу) бросил. Там дьячок был, в большом мешку дьячок был. А потом он опять в поле, опять ушел к попу.
Ну, опять орать стали с попом. День до вечера опять проорали. Поп опять оставается к ночи, а работник давается опять домой. «Ну, ступай, — говорит,- работник, ты ко времени ходишь».
Работник опять пошел, опять застучал. А у попадьи опять дьячок. Дьячок говорит: «Куды я опять?» — «А завернись в перину» (в постелю, как хошь). Ну, он завернулся, она ушла отворять. Он говорит: «Вот,- говорит,- поп велел перину принести в поле». Он и пришел, постелей много. Попадья говорит: «Возьми меньшую (поменьше) перину».- «Нет, поп велел большую».
Ну, он взял, опять со ступени бросил, оземь бросил и сам опять ушел в поле к попу.
Ну, опять стали орать (хоть пахать, все равно). День до вечера проорали, опять поп оставается к ночи, а он давается домой. Ну, он опять пришел, за воротами стучит, дьячок опять в гостях. «Куды я,- говорит,- опять?» — «Ступай, — говорит,- завернись в бычачью шкуру да поди в хлев с быками» (быков много у попа). Он завернулся и ушел в хлев. Ну и запускает опять работника попадья.
Он: «Вот,- говорит,- поп послал быков напоить». А попадья ему отвечает: «Работник, быки поены».- «Он тебе не верит, мне напоить велел».
Он сейчас пришел в избу, воды начерпал в ведро и пошел быков поить. Пришел, дал быкам, дал бычкам, бычки тут пьют, а там бык стоит, не шевелится. «Тпруся, Яша, тпруся, Яша!» А Яша и не шевелится, не идет, просто сказать. Он взял палку и ну бычка колотить! Колотил, колотил и до того колотил — до полусмерти.
Потом спрятался работник и слышит, попадья говорит дьячку: «Я,- скае,- сегодня приду с кофьем и с чаем к тебе, оладьи напряжу, всего нанесу, блинов напеку, всего решительно». А работник и слышит. Он и пошел, этот работник, к попу на старое место орать-пахать. Две дороги (росстань туды, росстань туды) — одна к попу, а другая к дьячку (тоже пашет). А дьячок говорил: «Ну, я настругаю стружков, попадье по этой дороге идти, чтобы не ошиблась к попу зайти». Работник взял эти стружки с дьячковой дороги все собрал себе в свою дорогу.
Ну, попадья наделала того-сего, пирогов, оладьи, корзинище наделала и пошла.
Работник пришел туда, на поле, да и стали орать с попом. «Ну, батько»,- говорит. «Что?» — поп говорит. «А сегодня попадья придет к нам»,- он знал дело, что по этим стружкам пойдет туды. «Полно,- говорит,- работник, придет ли,- скае,- попадья сюды!» — «Придет! Придет,- говорит,- и всяких кушаньев нанесет! Гляди, ну, смотри — идет!» (Работник показывает попу.) Ну и пришла. «Бог помочь,- говорит,- отец Петрий».- «Поди, пожалуй»,- говорит. «Ну что же, сядете обедать топеричо»,- попадья говорит. Зайти ошиблась, попала к попу. Ну и сели. Поп говорит (а дьячок неподалеку орет): «А что,- говорит поп,- работник! Позови поди дьячка обедать». Попадья скаже: «Да что же, возьмите дьячонка бедного обедать вместях».
Работник и пошел. У дьячка была собака большая, грызущая, он взял палку в руки, чтобы собака не обгрызла, а дьячок-то и увидал, что работник идет с палкой, боялся, что бить его идет. Он оставил тут лошадь, да и соху, да сам в бег пошел, а работник говорит: «Постой, дьячок, ступай обедать вместях, поп звал обедать».
Ну, после этого он увидал дьячка. «Ну что ж ты,- говорит,- бежал? Я звал тебя обедать, а ты в бег пошел! Я палку взял для собаки». А дьячок говорит: «Я думал, ты меня бить идешь». Тем и кончилось.