В одном селе ленивая баба. Ничего она делать не хотела, да и не умела. Пока было приданое, она мало-мало одевалась, но вот приданое износилось, и осталась баба в одной-единственной рубахе, да и та уже истлела, еле держалась. Мужик ей начнет, бывало, говорить: «Давай, жена, посеем лен, с одеждой будем!»
Ну, куда там! Лен-то надо и посеять, и выполоть, и выдергать, и вымочить… А бабе лень. Вот мужик заработает, себе что-нибудь купит, а ленивой жене ничего.
Наступила масленица. Захотела баба поехать в гости к своей матери в другое село, а ехать не в чем. Вот и просит мужа сходить на базар да купить каку-нибудь одежонку.
Мужик ходил, ходил по базару, да и купил белого гуся. Зашел во двор, баба выглянула в окно, не рассмотрела гуся, подумала, что он ей рубаху белую купил — обрадовалась. Заходит мужик в избу, баба к нему кинулась: «Что купил?» — «Купил, да гуску»,- отвечает мужик. Жена не расслышала: «А ничего, что узка»,- сдернула свою старую рубаху да и бросила в огонь.
Ну что теперь делать?
А ехать охота. Вот мужик закопал ее в солому, в телегу, и повез без одежды.
Приезжает к теще, а там гулянка. Он оставил телегу во дворе, сам зашел в избу. А баба продрогла, да и со стыда полезла под сенцы, где куры сидели. Пока она лезла, опрокинула на себя логушок с дегтем. Тут на нее перья налипли, и стала она черт чертом.
Выбежала мать, увидала ее, перепугалась, повела ее в баню, дала кое-что свое одеть, привела в избу. Гости спрашивают, почему она сразу в баню побежала. «Да пыльно по дороге»,- отвечает ленивая баба. «Так ведь еще снег кругом», — смеются гости.
Вот отгуляли, тесть и спрашивает зятя, почему жена у него до такого позору дошла, зять ему все и рассказал. Взял тогда старик вожжи и крепко посек зятя да сказал потом: «Вот так и жену свою учи от лени!»
С тех пор куда и лень у бабы девалась.