В некотором царстве, в тридесятом государстве, на краю за холмом, в селе том, где мы живем, где леса дремучи, озера сини и поля широки, жили-были старик со старухой. И было у них три дочки: старша — Манька, средня — Гранька и младша — так красива, что и слыхом не слыхать и видом не видать — звали ее Дарьюшка.
Померла у них мать, дом осиротел, и отец захотел жениться на другой. Подходит к нему Дарьюшка и говорит: «Не женись, батюшка, я все буду по хозяйству делать!»
Отец не стал жениться, а Дарьюшка стала все по дому делать. Невзлюбили ее сестры и все покрикивали на нее: принеси им то, принеси им се. И все не могла им Дарьюшка угодить.
Подойдет праздник, Манька с Гранькой нарядятся и уйдут, а Дарьюшка все по дому возится. И прозвали ее Дарья-замазурка.
Однажды собрались сестры на гулянку, а Дарьюшка пошла на кладбище, на могилку к матери, и долго там сидела и плакала. Вдруг прилетели голуби и спросили: «О чем ты плачешь, о чем убиваешься?»
И рассказала им Дарьюшка про свое житье-бытье, что сестры ее обижают. «Иди домой, ложись спать. Утро вечера мудренее. Когда сестры нарядятся и уйдут, позови нас, мы теб$ поможем».
Так и сделала Дарьюшка.
Утром собираются сестры в церковь идти, наряжаются, а Дарьюшке наказ дают: убрать хату, постирать им платья. Осталась одна Дарьюшка и стала звать голубей: «Голубчики, пташечки, придите ко мне, помогите мне!»
Прилетели голуби, нарядили ее в платье золотое, туфельки красные, а в косы ленты вплели небесные. И такая стала красавица Дарьюшка, что ни в сказке сказать, ни пером описать! И пошла она в церковь. А там царевич был, искал себе невесту. И понравилась ему Дарьюшка. Хотел он к ней подойти поговорить, но она ушла из церкви.
Настал снова праздник. Манька с Гранькой собираются снова в церковь. Разрядились, насурминились, а Дарьюшке дают наказ — сварить кашу, помыть пол, убрать сад.
Пошла она снова на кладбище, на могилку к матери, и плачет. Прилетели голуби, узнали, что она плачет, и сказали человеческим голосом: «Иди помоги и жди нас. Мы тебя разрядим-уберем, только долго в церкви не задерживайся!»
Приходит Дарьюшка, а на кровати у нее лежит платье, шитое жемчугом, туфли — золотом и ленты со звездами.
Убралась, нарядилась Дарьюшка и пошла в церковь. Царевич ждал уже свою красавицу и решил ее задержать.
Думал, думал, как это сделать, и придумал: на крыльце в церкви разлил лак. Пробило двенадцать часов, Дарьюшка убежала, а туфелька прилипла и осталась на крыльце. Взял царевич туфельку и пошел искать свою невесту. По всем деревням он ездил и примерял туфельку каждой девушке и никому не подходила она.
Наконец, приехал в деревню, где жила Дарьюшка с сестрами. Входит в хату. Стала Манька примерять — она ей велика. Стала примерять Гранька — мала. Она взяла и отрезала себе пальцы и надела туфельку. Взял ее царевич и повез во дворец. Обрадовалась она, что счастье такое привалило. А Дарьюшку спрятала под бочку. Едет и посмеивается.
Вдруг прилетели голуби, сели на карету и говорят человеческим голосом: «Ах, Иван-царевич, кого ты везешь! Погляди: у твоей невесты полна туфелька крови!»
Поглядел царевич и увидел туфельку в крови. Повернул карету и повез Граньку домой обратно.
Приехал в деревню, стал выходить из кареты, увидел бочку, толкнул ее ногой и увидал Дарьюшку-замазурку. Примерил туфельку ей, она как раз ей и пришлась!
Обрадовался Иван-царевич, взял Дарьюшку и поехал с нею во дворец, в свое царство-государство. Устроили они свадьбу богатую, назвали много гостей, а пир был на весь мир долго. Прилетели и голуби. Сели они царевичу на плечи и говорят: «Вот твоя невеста! Живи и радуйся с нею!»