Жила-была лиса. Вот пришла осень, журынька облинял, и нечем ему летать; пришлось зимовать. Захватила его холодная зима и померзает. Увидала его лисынька и говорит: «Ах, журынька, мерзнешь?» — «Мерзну, лисынька».- «Пойдем ко мне в нору, прокормлю я тебя всю зиму, тольку выучи меня весной летать».- «Выучу, лисынька». Журынька отправился в нору и жил всю зиму. Пришла красная весна, начали мужички в поле пахать, а лисынька зовет жу-рыньку по дикой степи летать. И говорит журынька: «Холодно, лисынька!»
Весна стала теплая, крепко поправился журынька. Лиса и говорит: «А не пора ли нам с тобой, журынька, полетать?» — «Пора, лисынька. Ну-ка, айда-ка, садись на меня!» Села лиса на журавля; тот высоко возвился и говорит: «Что, лисынька, не будет ли?» — «Нет, журынька, мало; а вот еще-то,- говорит,- до черненькой-то тучки, и тут будем мы в кучке». И добрался журынька до черной тучки и сказал лисыньке: «Да будет?» — «Ну, будет, журынька, прощай!» Вот лиса на низ полетела и хвостиком завертела, а он не правит!
Тут мужичок бороновал, а ее вверху-то увидал да борону-то зубьями обращал. А вот и сказала лиса: «А дай бог мне попасть на стог!» А мужик-то сказал: «А дай бог да на борону!» Она на стог-то не попала, а на борону-то упала и жизнь тут свою скончала, да и говорит: «Ох, журынька! (А уж его не видать: он улетел.) А не выучил ты меня, злодей, летать, а заставил злою смертью помирать!»
Ох, да тут и свернулась лиса.
Мужик ее в мешочек оболок и в кабак поволок.