Жил-был Нгэтырка со своим старшим братом. Брат у. Нгэтырки был хорошим охотником на зверя. Утром, еще до рассвета, уходил он на охоту и кончал охотиться только вечером, при звездах. Вот и опять ушел рано утром в тайгу. А в это время прилетело семеро лебедей.
— Нгэтырка, здесь твой старший брат?
— Мой брат уходит с зарей и при звездах кончает охоту. Он привозит и кабанов, и медведей, и лосей.
Семеро лебедей превратились в семерых красавиц.
— Нгэтырка, давай мы причешем тебе голову, умоем лицо и застелем дом еловыми ветками.
Застелили пол, причесали Нгэтырке голову, помыли ему лицо, помыли все в доме. После этого они улетели, а улетая, сказали:
— Растрепли свои волосы, помажь углем лицо и разбросай на полу ветки. Вернулся старший брат, а Нгэтырка волосы себе не растрепал — забыл.
— Кто это застелил пол? — спросил старший брат. Нгэтырка отвечает:
— Это я застелил.
— А кто причесал тебе голову?
— Я сам причесался.
— Чем же ты причесывался?
— Птичьей лапкой причесывался.
— А чем лицо вытер?
— Птичьим пухом.
— Ну ладно, я подстрелю птичку, а ты расчешешь мне голову птичьей лапкой.
Тут же он убил птичку и говорит Нгэтырке:
— Причеши-ка мне голову!
Стал Нгэтырка причесывать. Чешет, а лапка не причесывает, только царапает. Вытер брату лицо пухом, а пух весь к лицу прилип.
— Зачем же ты меня обманываешь, Нгэтырка?
— Брат, — сказал тогда Нгэтырка, — сюда прилетело семеро лебедей. Они расчесали мне голову, умыли мне лицо и зателили пол в доме.
Тогда старший брат дал Нгэтырке жильную нитку и иглу.
— Нгэтырка, — сказал он, — пришей крепко накрепко халат самой младшей из сестер к своему халату. После этого кликни меня, когда пришьешь.
Утром они встали. Старший брат Нгэтырки спрятался. И вот семеро лебедей прилетели снова.
— Нгэтырка, ку-ку, твой брат здесь, ку-ку?
— Мой брат еще до зари ушел в тайгу. Пошел истреблять медведей, пошел принести кабанов, добыть лосей.
— Нгэтырка, — сказал один, — наверное, твой брат дома.
Все же семеро лебедей вошли в дом. Чешут голову Нгэтырке. Лицо у него умывают. А Нгэтырка стал пришивать халат лебедя. Пришил крепко-накрепко и крикнул:
— Брат, ку-ку! Лебедь спрашивает:
— Что ты кричишь, Нгэтырка?
— Да вот здесь чешется, — ответил он и опять крикнул:
— Брат, ку-ку!
Старший брат явился. Шестеро лебедей вылетело через дымовое отверстие, а самая младшая осталась, застряла в дымовом отверстии.
Старший брат Нгэтырки взял ее себе в жены. Снял с нее перья и шкурку, спрятал их. И красавица не улетела, и старший брат женился на ней. Так они и жили.
Когда старший брат Нгэтырки снова ушел на охоту, жена его родила сына. Мать работала, а Нгэтырка укачивал ее ребенка? Ребенок все плачет и плачет, а Нгэтырка его качает.
— Чего ты плачешь? — говорит он. — Твоя мать скоблит шкуру, жирную шкуру. Мы с тобой будем есть оскребки, не плачь!
А он все. плачет.
— Отец твой пошел добывать жирного лося, не плачь! Сказал так, а он все плачет и плачет.
— Шкурку матери твой отец спрятал в берестяном коробе.
И тут ребенок перестал плакать, засмеялся. В этот момент вернулась его. мать.
— Нгэтыка, — сказала она, — почему твой племянник перестал плакать?
И пощекотала Нгэтырку. Тогда он говорит:
— Я сказал ему, что ты скоблишь жирную шкуру, а мы будем есть жирные оскребки. Тогда он перестал плакать.
— Врешь ты! — сказала красавица и опять его пощекотала. Нгэтырка отвечает:
— Я сказал, что отец пошел убить жирного лося, и мы будем есть его. Как сказал это, он и перестал плакать.
Еще раз пощекотала.
— Не ври, Нгэтырка!
А сама щекочет его так, что он чуть не помирает. Тогда только признался:
— Сестра, он перестал плакать, когда я сказал, что оболочка его матери лежит в берестяном коробе.
Тут она перестала его щекотать. После этого вынула из короба свою оболочку. Порванные места зашила, оделась и превратилась в лебедя. Потом схватила своего ребенка, взвалила на плечи и улетела.
Летит она, летит… Видит — ее муж свежует лося. А сын увидел своего отца и заплакал — не, не! Взял отец стрелу и пустил ее в улетающего лебедя. Отстрелил напрочь мизинец у своего сына и положил его в охотничью сумочку на поясе. Лося он освежевал и бросил. Тут прилетел ворон.
— Ешь один этого лося, — сказал он ворону, а сам пошел домой.
— Нгэтырка, — спросил он, — почему ушла твоя сестра?
— Да братец все время плакал. Хоть я и говорил ему, что мать шкуру скоблит, а мы будем есть оскребки, все равно плакал. А когда я сказал, что оболочка его матери лежит у отца в берестяном коробе, он тут же перестал плакать. Мать пришла и спросила, почему он плакать перестал. Я ответил, что
Он замолчал, когда узнал, что оболочка матери лежит у отца в берестяном коробе. Тогда она вынула свою оболочку, зашила ее, оделась, взяла ребенка, взвалив его себе на плечи, и улетела.
— Ну, Нгэтырка, — сказал старший брат, — теперь я. дойду вслед за лебедем. А ты съешь хорошее жирное мясо потом, а сначала ешь плохое, постное мясо.
Так и ушел старший брат Нгэтырки. Долго шел он. Повстречал какого-то слугу, который ехал на нарте за дровами.
— Слуга, кто твой хозяин?
— У меня хозяйка женщина, — отвечает слуга.
— Какую работу ты делаешь?
— Я вью веревки для сетей, — отвечает слуга. Как ты называешь вертушки для витья вере-вок?
— Хочку, — отвечает слуга.
— А как ты, слуга, есть просишь?
— Говорю: Дай юколы!
. — Как ты кладешь топор, когда приходишь домой?
— Бросаю его с грохотом.
Тут герой убил слугу, а сам слугой обернулся. Потом поехал по следам слуги. Бросил с грохотом топор и сказал:
— Хозяйка, дай поесть!
— Слуга, ты же только что поел на дорогу. Тогда он стал искать вертушки для витья веревок.
— Где вертушки? — ищет он.
— Ну что это за слуга! Сам не знаешь что ли, куда их положил?
Затем красавица вышла на улицу. Когда она вышла, слуга приставил мизинец к руке своего сына. Потом он пошел в тайгу, убил очень много лосей и привез их. Тут уж он снова превратился в героя, а обличие слуги бросил в тайге. Жене своей герой сказал:
— Ну, сходи за своими отцом и матерью. Жена пошла за родителями.
— Мама, сказала она, — мой муж-слуга добыл лося. Приходите есть его.
Ее старшие сестры-лебеди все вышли тем временем замуж, вышли за богачей. Старшие сестры говорят:
— На столько людей не хватит мяса одного зайца. Все же отца с матерью они привели к себе в дом.
Пришли старик со старухой в дом красавицы. Там сидит герой, а слуги никакого нет. Красавица приглашает отца с матерью:
— Идите есть убитого слугой зайца! Подходят старик и старуха, сестры и зятья, а на улице — целая гора лосиного мяса. Наварили лосиного мяса вдоволь, поели старик со старухой, поели и сестры с мужьями. Тогда герой говорит:
— Тесть и теща, ешьте одни это мясо!
И дал старику со старухой мяса для пропитания. А после этого он отправился к себе домой. Шел, шел и, наконец, добрался до дома. Не видно ни огня, ни дыма.
Видать, умер Нгэтырка, — подумал он. Зашел герой в дверь, смотрит, а Нгэтырка к двери прилип. Отодрал его и говорит:
— Зачем же ты, Нгэтырка, сначала жирное мясо ел? Накормил старший брат Нгэтырку, и он ожил.
Так они и жили. Все.