Верно, ты знаешь ту дивную птицу,
Что в океане играет с волнами?
Где ее дом, куда сердце стремится,
Рвется безудержно вслед за мечтами?
Юхан Себастьян Вельхавен «Страна альвов»
Сверкает и играет волнами море. Вокруг разносится его мечтательный шепот, исполненный тихой дрожащей печали. И вот уже море и воздух будто сливаются в единое целое, и весь этот трепещущий мир простирается далеко-далеко, дальше голубых очертаний вод.
Тогда из глубин и появляется русалка. Ее роскошные золотые волосы волнами ниспадают на плечи, а взгляд бездонных, как море, глаз мечтательно устремлен на берег. Мерцая, будто жемчужины, пенятся вокруг нее белыми барашками волны, а она все глядит вдаль, словно ее мысли белыми птицами парят в скрытой от нас непостижимой вечности.
О чем она мечтает?
Нет — и не пытайся поймать эту легкокрылую чайку! Полюбуйся лучше, как кружит она на тонких, гибких крыльях, как взлетает и стремительно падает вниз!
А за синим горизонтом грохочет беспокойный мир… Даст ли он тебе золото, о котором ты мечтаешь? Не летит ли и твоя мысль тревожной пугливой птицей неведомо куда?
Из бездонной морской пучины слышится песнь русалки, тихая, едва различимая. Там, в глубинах, среди водорослей и кораллов, родилась ее тоска. Русалка стремится наверх, к свету, взглянуть, как небо куполом уходит ввысь.
Тсс! Послушай, как она поет…
Песнь русалки по-детски чиста и прекрасна. Звуки ее искрятся, словно морская пена, — то радостные, то печальные… Морская птица качается на волнах и прислушивается. Как она понимает русалку! Птица прихорашивается, вздымает крылья и молнией кидается в глубину.
Солнце опускается все ниже и ниже. Море и воздух горят в золотом пламени заката. А русалка поет свою дивную песнь. Огненный шар погружается в воды, и голос трепещет, исполненный тихой грусти… Еще мгновение — и солнце скрывается, а вместе с ним — и русалка.
Ух, как холодно! Море темно и неспокойно. Ветра носятся над ним, поднимая бурные, пенистые валы. На одинокий скалистый островок выбирается из пучины тюлень и устремляет взор, полный ледяной безутешной печали, в иссиня-черную бесконечность. На горизонте появляется шхуна [Шхуна — парусное судно, имеющее не менее двух мачт с косыми парусами.]. Она взрывает носом клокочущую стихию, и брызги стеной стоят вокруг нее. Ветер раздувает паруса. Не жалея сил, борются моряки за собственные жизни, за счастье и трудом добытые богатства: «Эй, ребята! Свистать всех наверх! Зарифить паруса! Ночь скоро. Похоже, шторм надвигается».