Светлой лунной ночью присядь у водопада — ты увидишь и услышишь, как внизу, в черной пропасти, среди пенистых водоворотов дух водопада, фоссегрим, исполняет величественную музыку — мелодии, созданные самой природой. Сначала ты различишь лишь могучий рокот, но потом музыка очарует тебя, и тебе самому захочется слиться с бурлящим потоком созвучий.
Все песни, что боязливо таились в лесах и в горах, все голоса природы оживают в струнах его скрипки, и венчает их мощный аккорд, сотканный из звуков языка древних карликов.
Шумят ели, шелестят осины, журчат ручьи и звенят березы. Свежие ветры ликуют высоко в горах, вздыхает лесная тишина, а глубокое лесное озеро поет под нежные и печальные звуки ивовой свирели.
Дух водопада мечтательно склоняется над своей скрипкой. Смычок звучно ударяет по струнам и своим беспрерывным движением влечет за собой — ввысь над пропастью, вниз в пучину.
Глаза фоссегрима закрыты. Он вглядывается внутрь себя. Кажется, музыка пронизывает его — послушай, как он притопывает ногой в такт.
Игра его вечна. И вот блестящие черные скалы становятся могучими стенами храма, где свободно парят мелодии вечности. Высоко по синеве небесного свода плывет прозрачная луна, отражаясь в глубоких черных омутах и искрящихся водах извилистой горной реки.
Одна за другой загораются звезды. И звуки скрипки становятся все неистовей, и каждая капля водопада словно рвется в небо, чтобы, сияя, слиться с мириадами звезд. А вдохновенный музыкант-виртуоз сидит с закрытыми глазами на дне ущелья, склонившись над скрипкой. Игра фоссегримма — это цепь, что приковывает его к водяной бездне.