Однажды некий человек с упреком сказал Байазиду, великому мистику IX столетия, что он постился, молился и занимался подобными вещами в течение тридцати лет и все же не нашел в этом утешения, которое обещал Байазид. Байазид ответил ему, что и за триста лет он ничего бы не достиг.
— Почему? — спросил ищущий просветления.
— Потому что этому препятствует твое тщеславие, — сказал мудрец.
— Но как мне от него избавиться?
— Есть одно средство, но оно тебе не подойдет.
— И все же назови его.
Байазид сказал:
— Ты должен пойти к цирюльнику и сбрить свою почтенную бороду, затем снять одежду, опоясаться кушаком и одеть на шею торбу с грецкими орехами. Когда ты все это сделаешь, ступай на базарную площадь и кричи во весь голос: «Даю орехи тому сорванцу, который ударит меня по шее». Потом пройдись перед зданием суда, чтобы старшины города увидели тебя в таком виде.
— Но я не могу этого сделать, — взмолился человек, — прошу тебя, расскажи мне о каком-нибудь другом средстве.
— Это первый и единственно возможный шаг к цели, — сказал Байазид. — Но ведь я предупредил, что это средство тебе не понравится, поэтому ты неизлечим.
Аль-Газали в своей работе «Алхимия счастья» с помощью этой притчи подчеркивает часто повторяемый аргумент, что некоторые люди, какими бы искренними ищущими истины они не казались сами себе или даже окружающим, побуждаются в своих поступках тщеславием и корыстью, тем самым создавая непреодолимые трудности для своего обучения.