Как повелось на этом свете, жили в одной деревне два погонщика мулов. У каждого было по семь мулов, и работы им хватало. Крестьяне нанимали мулов возить товар на рынок. Вот погонщики и ходили туда-обратно: из деревни — на рынок, с рынка — в деревню. И так круглый год.
Пришел день, когда два погонщика — Петири и Сокур — поспорили, да так крепко, что решили: кто проиграет, отдаст своих мулов другому. Проспорил Петири Сокуру. Обидно только, что спор честным не был. Но разве докажешь… Выиграл Сокур, и все тут.
Остался Петири ни с чем. Только голода и холода в достатке. Домой Петири идти боится: как жене с ребятами сказать, что муловпотерял? Мулов нет, — значит, и денег нет, и хлеба нет, и дров нет. Что делать — не знает. Но все-таки побрел Петири в деревню. А по дороге — мост. Решил он под ним заночевать: время-то к вечеру было. Аег, но никак не уснуть, все ему обида покоя не дает.
Полночь пробило. Слышит Петири голоса. Голоса громче, ноги по мосту топочут, вроде танцуют. Тут понял Петири, что это колдуньи на свой полуночный праздник собрались. Петири совсем под мост забился, но уши навострил, слушает.
Загудел колдовской барабан, запел свою песню, кружатся колдуньи. И слышит Петири, как одна другой говорит:
— Здесь недалеко живет женщина, семь лет, как она не встает с постели. Никто ее вылечить не может, кого только ни звали. И не вылечит никто, пока не будет поднят камень перед порогом церкви, пока не вытащат из-под него жабу и не вынут у нее изо рта кусок хлеба. Семь лет назад эта женщина хлеб на землю бросила, семь лет теперь мается. Больная хлеб съест и поправится. Петири все запомнил, дождался, пока колдуньи ушли, поспал немного и домой пошел. Про мулов ничего жене не сказал, переоделся и снова из дому ушел.
Идет, идет, нашел тот дом, о котором колдуньи говорили, дом, где больная живет. Входит он в дом, ночлега просит: мол, сколько дней уже, как он в дороге, и ни разу под крышей ночи не провел. Устал очень. Дали Петири приют, и даже не на одну ночь, а подольше.
Ну а дальше — слово за слово, за разговором разговор, узнал Петири. что хозяйка семь лет не встает с постели и ни один лекарь — а кого только к ней не звали — вылечить ее не может.
— А может, я чем помогу? — спрашивает Петири. Никто ведь не знает, что он простой погонщик мулов, а не какой-нибудь там лекарь или путешественник. — Разрешите и мне больную осмотреть!
Впустили Петири в комнату больной. Осмотрел он ее и спрашивает:
— А не было ли с вами, хозяйка, так, чтобы вы хлеб на землю бросили?
— Было, — вздохнула женщина.
— А когда это было, может, вспомните?
— Да лет семь назад и было, господин хороший…
— Так вот! — воскликнул Петири. — Семь лет с тех пор держит этот хлеб во рту жаба, что сидит под камнем у порога церкви, и до тех пор, пока она его изо рта не выпустити пока вы этот хлеб не съедите, не поправитесь вы, хозяйка!
Родные этой женщины услышали, что Петири сказал, подняли камень, нашли под ним жабу. Сидит жаба, боками поводит, глаза выпучила, а хлеб во рту держит. Взял муж той женщины у нее изо рта хлеб, принес домой, вымыл его колодезной водой и дал жене. Она тут же и выздоровела. А были эти люди, надо сказать, очень богаты. И уж конечно ничего им теперь для Петири было не жаль.
— Проси что хочешь, — сказал хозяин Петири, — все отдам, что у меня есть.
— Да мне чужого, — говорит погонщик, — не надо. Было у меня семь мулов, и я их потерял, хорошо бы мне их назад вернуть…
— Назад, — говорит хозяин, — потерянного не вернешь, а вот новых мулов я тебе дам.
И дал он Петири семь откормленных мулов и денег в придачу столько, что еще семь мулов купить можно.
Обрадовался Петири, поблагодарил хозяев. А так как он был человек не ленивый и честный, дело свое любил, то принялся Петири опять возить на рынок товар. Ходит туда-обратно: из деревни — на рынок, с рынка — в деревню, ходит и на мир смотрит. Где новые люди появились, где большие деревья выросли, а где новый танец на площади танцуют. Счастливым стал наш погонщик, да и семья его беды не ведала.
Но вот дело какое: другому погонщику, Сокуру, который тогда у Петири мулов выиграл, никак не везло. Как только стало у него четырнадцать мулов, тут как раз на них мор напал. Тринадцать мулов погибло. Всего один мул остался.
Пришел Сокур к Петири и спрашивает:
— Как это, брат, вышло, что ты себе опять мулов купил и живешь не тужишь, а я только маюсь, горе считаю?
Петири скрывать ничего не стал, но все тоже не рассказал: я, говорит,
Вот под таким-то мостом узнал, как мне мулов вернуть, сходи туда, может, и
Тебе это поможет.
Ушел Сокур, нашел мост, залез под него, сел ждать. Вечер пришел, полноч!» ударило, голоса стали наверху раздаваться. Колдуньи слетелись, зашумели, в барабан забили, «танцы завели.
Веселые такие колдуньи, громко поют, переговариваются громко. Одна другой и говорит:
— А хозяйка того дома, про которую я тебе тут рассказывала, выздоровела. Кто-то нас
С тобой подслушал. Давай-ка под мостом посмотрим, нет ли и сегодня кого…
Полезли колдуньи под мост и нашли Сокура. Спрятаться ему было негде, колдуньи его из-под моста вытащили, отколотили как следует и в воду бросили.
Вот и выходит, что колдуньи иногда и доброе дело сделать могут. Обманщика-то Сокура наказали. И правильно: зависть и злой умысел никогда добра не сеют. А кто зло посеет, зло и пожнет.